Международный туристский форум в Сочи

Архив




25-28 ноября 2014
Первый Международный Туристский Форум SIFT.
XXI международная туристская выставка "КУРОРТЫ И ТУРИЗМ. СЕЗОН 2014-2015"
XV Международная специализированная выставка "ГОСТИНИЧНО - РЕСТОРАННЫЙ БИЗНЕС 2014"


Достучаться до небес...

Для начала несколько цифр. Этим летом стоимость прямого авиабилета из Новосибирска в Сочи и обратно составляла от 45 тысяч рублей. При этом пакетный тур в Турцию в отель «три звезды» на шесть ночей по системе «все включено» стоил от 23,5 тысячи рублей. Можно ли удивляться, что даже самыесамые патриоты, от всей души желающие познакомиться с новейшей олимпийской историей своей страны и поддержать город в его надеждах на отличный туристический сезон, отправились к берегам турецким?

От желающих посетить круглый стол с темой «Перевозки на курорты. Проблемы и решения» не было отбоя. Проблема эта остается много лет неразрешенной, поэтому все заинтересованные лица отправились в зал с надеждой: а вдруг?

Перевозки на курорты. Проблемы и решения

Илья Белавинцев, заместитель директора департамента государственной политики в области гражданской авиации Министерства транспорта РФ:

- Я хотел бы начать со стати-стики, которая является лучшим основанием к анализу.

За 10 месяцев 2014 года воздушным транспортом воспользовалось уже около 80 млн пассажиров. По отношению к прошлому году пассажиропоток вырос на 11%. рост на внутреннем рынке составил около 1217%. То есть в этом году впервые сложилась ситуация, когда внутренние перевозки опередили рост международных. Несомненно, данные результаты стали, в том числе, возможны благодаря решениям, которые были приняты правительством. Началось все в 2012 году, когда был принят ряд решений по развитию региональной авиации. Были разработаны основополагающие документы, дорожные карты, и, конечно, основные документы, по которым мы сейчас работаем и развиваем эту отрасль – программы субсидирования. Всего их 5. Только по 2014 году общий объем финансирования составил порядка 5 млрд рублей. До 2017 года мы ориентируемся на сумму около 43 млрд рублей.

Наиболее старая, социально направленная программа – это программа дальневосточных перевозок. Она действует с 2009 года и сейчас включает в себя 53 субсидированных маршрута. Из 53 маршрутов 15 – направления с курортными городами, это Сочи, Анапа, Геленджик и Симферополь. Но из 15 направлений реально работают только 7. Есть маршруты, не востребованные перевозчиком. Мы видим в этом проблему, которую хотели бы совместно с вами решить.

Сергей До ценко, коммерческий директор ООО «Базэл Аэро»:

- Я хотел бы подчеркнуть ту сложность задачи, которую сейчас решает Министерство транспорта РФ. Дело в том, что за последние несколько лет внутренняя авиасеть россии была практически уничтожена. Порядка 75% перевозок было сконцентрировано на Москве. При этом отрасль развивалась в основном за счет роста международных перевозок. Сейчас, по сути, перед Минтрансом и компаниями стоит задача восстановить, а в некоторых случаях даже открыть заново, авианаправления на наши курорты. Это очень не просто. Но Минтранс занимает довольно гибкую позицию. Перевозки на курорты – это именно туристический сегмент, а не деловой. И здесь возникает среднее звено – посредники между пассажиром и авиакомпаниями. Это туристические агентства, туроператоры. С ними и надо работать.

Евгений Куделя, министр курортов и туризма Краснодарского края:

- Я бы хотел рассказать одну историю. Губернатор Краснодарского края обратился в Минтранс и попросил включить в перечень маршрутов Постановления №1095 аэропорт г. Краснодара, так как Сочи, Анапа и Геленжик там уже есть. За подписью министра транспорта Максима Соколова поступил ответ. Но поступил он почему-то на имя губернатора Ненецкого автономного округа Александра Ткачева. И в нем было сказано, что Краснодар не является курортом. Я как министр курортов и туризма региона скажу, что Краснодар все-таки курорт и тому подтверждение – соответствующие документы. Более трети отдыхающих, которые прибывают на территорию края, прибывают через Краснодар. Поэтому у нас осталась убедительная просьба: включить Краснодар в это постановление. Хотя, насколько мне известно, по этому постановлению льготы предполагаются только для студентов и пенсионеров, а нам важен каждый турист.

И еще один момент – летом цены на авиабилеты просто космические, я думаю, вы со мной согласитесь. При этом пустых мест нет, все раскуплено. Людей много, цена держится высокая, значит не хватает самолетов. Не хватает низкобюджетных перевозчиков, таких, как за рубежом. У нас же как происходит: только зашел нормальный перевозчик, как сразу разорился.

Мы с вами собрались здесь благодаря тем, кто приехал, то есть туроператорам, и давайте поговорим об их интересах. Поэтому давайте уточним, что нужно туроператорам, чтобы они привозили больше туристов. Эту проблему, конечно, в мгновение мы не решим, но давайте хотя бы начнем, и начнем с межсезонья. Как сделать так, чтобы были конкурентоспособные тарифы? Это вполне может быть субсидирование, конечно же, в разумных пределах. Что мы как руководители отрасли региона должны попросить у росавиации?

Илья Уманский, гендиректор туркомпании «Алеан»:

- В летний сезон крупные ави-акомпании не испытывают никаких сложностей при реализации билетов. Они могут продавать их по любой стоимости. Поэтому у авиакомпании выставлять льготные тарифы таким организациям, как мы, никакого интереса нет. Они занимаются бизнесом, и весь вопрос в доходах.

На мой взгляд, проблема исключительно в отсутствии конкуренции. Мне кажется, что нужно решать вопрос с запуском дополнительных авиакомпаний, помогать им заходить на рынок, может быть, субсидировать их. Помогать лоукостерам. А не потворствовать монополистам. В этом и будет решение проблем с ценами на перевозки. Что-то более эффективное придумать вряд ли возможно. Должна быть регулировка рыночными отношениями.

Сергей Кривоносов, депутат Государственной думы РФ:

- Взаимодействие бизнеса и государства должно основываться на принципах взаимности. Государство не может давать всем субсидии без каких-либо условий – это путь в никуда. Действительно, без здоровой конкуренции не обойтись. Показателен пример с Сочи – билет стоит от 3 тысяч рублей до 50. Если человек хочет экспромтом прилететь на курорт, то только за билет эконом-класса заплатить 50 тысяч – сумма неподъемная. Особенно если учесть, что в тот же момент в Турции недельный отдых вместе с перелетом стоит не больше 30 тысяч. Поэтому здесь ценовая политика авиакомпаний играет огромную роль. В рамках рыночной экономики частным авиакомпаниям диктовать ценовую политику мы не можем. Предложения заключаются в договоренностях, в контрактах и ростуризма, и Министерства туризма Краснодарского края.

Майя Ломидзе, исполнительный директор ассоциации туроператоров России:

- У туроператоров и авиаком-паний свои интересы. И зачастую эти интересы диаметрально противоположны друг другу. И не договориться нам, сколько бы мы ни сидели. Давайте посмотрим с другой стороны. Есть интерес, например, у курортов Краснодарского края на круглогодичную загрузку, и есть интерес туроператоров – как получить приемлемые цены. Но в решение увеличения объема перевозок начинает вмешиваться интерес авиаперевозчиков. Как стимулировать увеличение авиапотока на курорты Краснодарского края в том числе в низкий сезон? Предложение: надо сделать специальную стоимость, чтобы в низкий сезон было выгодно летать. В большем объеме. Пусть это будут субсидии, пусть будет снижение каких-то платежей за обслуживание в аэропортах. И это вопрос Минтранса и региональных властей.

Сергей Кривоносов, депутат Государственной думы РФ:

- Уважаемые туроператоры, вы поймите правильно: интернетпродажи растут. Если вы не создадите турпродукт вместе с авиаперевозками, по которому вы не договоритесь с авиаперевозчиками, и по которому вы не будете человеку предоставлять комплексный отдых дешевле, чем он может просто забронировать гостиницу в интернете, то вы внутренним рынком пользоваться не будете.

Вы ведь пользуетесь внешним рынком? Там у вас бизнес болееменее налажен, у вас турпродукт идет в пакете с перелетом. И в этом залог вашего в том числе дохода и успеха.

В Госдуме работает экспертный совет по внутреннему туризму, и я предлагаю собрать представителей туроператоров и перевозчиков в ближайшее время на предметное совещание.

Как провожают пароходы...

Ситуация с морскими перевозками в Сочи прозрачна, как морская вода в штиль. Их просто нет. Пока курортный город с моря блокирован для туристов. Только одинокий старенький теплоход «радуга» вот уже 30 лет бороздит прибрежную акваторию, приглашая на морские прогулки.

Местные газеты пишут статьи о том, что на пустующий красавец порт больно смотреть, телевизионщики снимают сюжеты об истории на курорте морского такси. С тоской на море глядит бронзовый Семен Семеныч Горбунков, вспоминая тот самый пейзаж с «Михаилом Светловым», который умчал его в Турцию. А город пьет коктейли пряные, и новостей с моря, кажется, уже не ждет.

Максим Кондратенко, управляющий директор яхтенного порта «Имеретинский»:

– Первое, что требуется и Крыму, и Сочи, – это круизное направление. Мы в 2014 году говорили, что в Сочи объявляется круизная программа. Планировали 120 судов. Сами видите, ничего этого не было. От заявленного судозахода не было даже одной трети. Программа на 2015 год еще более бедная. Основная проблема – любой оператор круизного сообщения требует комплексный продукт. Только Сочи и только Крым ему не интересны, ему интересны и промежуточные порты. Проблема – неготовность наших портов к приемке современных круизных судов. Это обращение, конечно же, к Минтрансу.
Сочи – готовая круизная гавань, но если мы идем дальше, например, в Новороссийск, в Крым, то там ситуация плачевная. То, что было, – это старый продукт. Для туризма это не годится.
Следующий интересный продукт – паромное сообщение. Многие наверняка пользовались автотранспортом за границей: взял машину, проехался, посетил один, другой объект – ничего этого невозможно сделать в Краснодарском крае, в Крыму. Здесь те же самые проблемы – это если уже есть порты, то существуют внутренние ограничения, кроме того, отсутствует интерес со стороны операторов паромного сообщения по причине дороговизны билетов. Те же проблемы, что и с авиаперевозками. Требуется однозначное субсидирование, всесторонняя помощь со стороны государства, потому что постоянную наполняемость парома никто не может обеспечить. Ну и плюс могу сказать по дополнительным продуктам: в Сочи все большую популярность обретает яхтинг, многие имеют шкиперские удостоверения. Это востребовано. И дополнительный новый продукт, который для нас открыт, это рынок мегаяхт, больших яхт, которые после Олимпиады, после «Формулы-1» стали нас посещать. У города есть вновь созданная инфраструктура, например, грузовой порт Имеретинский, который сейчас переформируется в яхтенный. И мы должны идти в наши братские порты Крыма – мы должны объединяться, развиваться и организовывать все, чтобы туроператоры могли этим пользоваться и наполнять туристический рынок с моря.

Игорь Глухов, генеральный директор компании Paradise Cruise & Ferry LTD:

- Действительно, вопрос морских перевозок из порта Сочи стоит очень остро. В прошлом году наша компания собиралась летом открыть Северо-Кавказскую линию, но в связи с проблемами на Украине мы этого не сделали. В Сочи несмотря на то, что потрачены огромные деньги на строительство круизного центра, круизные перевозки практически сведены на нет. Инфраструктура порта Сочи простаивает. Нами принято решение все-таки возобновить Черноморский проект – круизно-паромные перевозки между портами Батуми, Сочи, Стамбула. Это будет комбинация круизного продукта. Мы считаем, что этот проект позволит реализовать туристический потенциал Сочи, загрузить ту туристическую инфраструктуру, в которую вложены большие деньги.

Мы помним, в советские времена на Черном море работало больше 60 пассажирских судов, перевозилось несколько миллионов пассажиров. Проведены переговоры с руководством порта, с городскими властями. Мы
ваем на поддержку, и для нас она заключается в предсказуемости. Мы видим большой потенциал со стороны туристического рынка Грузии и Турции, там есть туристы, которые действительно хотели бы приехать в Сочи. Тем более что между нашими странами есть безвизовый режим, и это значит, мы можем привлечь много гостей.

Как провожают поезда...

Поезда, следующие на курорт со всей россии, конечно, не такие дорогие, как самолеты, но и не такие быстрые. Вряд ли кто-то с удовольствием отправится на курорт из Хабаровска, чтобы провести две недели в дороге.

Не прошло и года со времени Олимпиады, не успел город порадоваться «Ласточкам», которые доставляли туристов из городов региона в Олимпийский парк, и на которые этой зимой так надеялись любители горных лыж, как от современных электричек вот уже и след на Черноморском побережье остывает. Накануне Нового года количество «Ласточек» в Сочи сократили. Их осталось 12. В рЖД объясняют: убытки. Однако, рисуют другие перспективы. Только для Сочи они, на верное, не такие радужные, как хотелось бы.

Михаил Комулайнен, начальник Южной дирекции скоростного сообщения ОАО «РЖД»:
– 40 поездов были направлены на Олимпиаду в Сочи. Бесплатно за время Игр они перевезли около 4 млн пассажиров. Это грандиозный опыт. Наши поезда в таком же режиме работали во время игр КХЛ, в дни «Формулы-1». Уже рождается клиентоориентированность на таких участках, как Сочи – Адлер – Олимпийский парк – Красная Поляна. И сегодня мы предлагаем туроператорам фрахтовать наши поезда. Например, делать туры выходного дня. Пока по предварительной договоренности мы переходим с 14 декабря на региональные перевозки. Мы «зеркально» едем из Адлера до Краснодара, ставим «Ласточки» на маршрут из Краснодара в ростов. Сейчас решается вопрос, что эти электропоезда отправятся в Майкоп, Новороссийск. Планируется скоростное сообщение и Москва – Сочи. ОАО «РЖД» получило транш на строительство совмещенной дороги к Керченскому проливу. Догадываетесь, куда пойдут «Ласточки» года через 4?

В данный момент в Екатеринбурге уже начал работать завод по производству еще 1 200 вагонов. То есть фактически мы можем предложить здесь фрахтование поездов, аренду – что угодно. К примеру, вечером в пятницу мы забираем людей из Краснодара, везем их на «Роза Хутор» или в Олимпийский парк. Там их забирает туроператор, расселяет, а утром мы везем их в горы. Там туристы в субботу-воскресенье катаются на лыжах, отдыхают и в воскресенье вечером мы их возвращаем в Краснодар. «Ласточка» рассчитана на 440 посадочных мест. Сейчас один билет стоит 666 рублей, но при чартерном заказе, возможно, будут скидки. Такое предложение туроператорам от РЖД.
Сейчас много говорят о том, что российским курортам помогут санкции. Идет игра на чувстве патриотизма: мол, нечего ехать за рубеж – своих прекрасных мест в стране хватает. Из-за роста доллара цены на международные авиабилеты подорожали. Но все эти причины не сыграют абсолютно никакой роли, если к российским курортам наши соотечественники просто не смогут добраться.


Анна Гулева

По материаллам Журнала "ОГНИ БОЛЬШОГО СОЧИ ДЛЯ ВСЕХ" №12(61) декабрь 2014

www.OGNI-Sochi.ru