Международный туристский форум в Сочи

Архив




25-28 ноября 2014
Первый Международный Туристский Форум SIFT.
XXI международная туристская выставка "КУРОРТЫ И ТУРИЗМ. СЕЗОН 2014-2015"
XV Международная специализированная выставка "ГОСТИНИЧНО - РЕСТОРАННЫЙ БИЗНЕС 2014"


РОССИЯНЕ отдыхают... ДОМА!

В конце ноября Сочи принял Первый международный туристский форум. Его участниками стали 150 компаний и предприятий отрасли путешествий России и более 500 турфирм. Статусное мероприятие, собравшее ряд высокопоставленных экспертов туристской сферы, продолжило логичное развитие традиционной городской выставки «Курорты и туризм», ежегодно проводимой ЗАО «СОУД – Сочинские выставки».

Во время работы участники форума познакомились с обновленным Сочи, узнали расценки гостиниц и санаториев на предстоящий курортный сезон, а также решили ряд глобальных для развития российской туристической отрасли вопросов. Благодаря хорошо продуманной и спланированной компанией «СОУД – Сочинские выставки» организации форума участники смогли за несколько дней обсудить, какие вызовы стоят перед российской индустрией путешествий, и как они будут решаться.

Форум туристский – путешествия российские

Основной темой Первого международного туристского форума в Сочи стало обсуждение задач и путей развития внутреннего и въездного туризма в россии. Сегодня это стратегическая задача для нашего государства, которая во многом решает вопросы импортозамещения и развития отраслей экономики, не связанных с нефтегазовыми доходами. Сложившаяся политическая ситуация, подкрепленная ростом иностранных валют, заставила русских туристов переориентироваться на отечественные курорты.

– российская туриндустрия переживает переломный момент – в этом году произошло изменение структуры турбизнеса – значительно уменьшился спрос на выездной туризм, несколько сократилось количество иностранных туристов, но при этом, по экспертным оценкам, до 30% увеличился внутренний турпоток, – отметил временно исполняющий обязанности руководителя Федерального агентства по туризму Олег Сафонов.

росту интереса к путешествиям по россии помогла и утрата доверия к туроператорам выездного туризма на волне банкротств ряда крупных компаний, и патриотические настроения на фоне присоединения Крыма, и развитие комфортной для отдыха инфраструктуры в разных регионах нашей страны. И если последние 20 лет россияне в основном ориентировались на зарубежный отдых, тем самым вывозя из страны практически

30 млрд долларов ежегодно, то сегодня они готовы тратить свои деньги на родине. Итог – рост ВВП государства.

– К сожалению, сегодня доля туристской сферы в ВВП нашей страны составляет всего 0,5%. Для сравнения, в США этот показатель выше практически в девять раз – там количество граждан, путешествующих внутри своего государства, составляет 80%. В европейских странах туризм занимает пятое место в формировании валового национального продукта. Это то, к чему россия должна стремиться. Как показывает практика, развитие туристической сферы и внутреннего туризма позволяет плодотворно работать еще 53 сопутствующим сферам народного хозяйства, а также преодолеть дисбаланс в развитии регионов с отстутствием промышленности, – подчеркнул Олег Сафонов.

Проблемы и их решения

К сожалению, сегодня в россии наблюдается огромный дисбаланс, десять к одному, в отношении выездных и внутренних путешествий, а доля нашей страны на мировом туристическом рынке составляет всего лишь 1%. Причин тому много. Основная из них – транспортная. Стоимость перевозок в россии зачастую во многом превышает стоимость отдыха, а путешественникам приходится откладывать деньги на билет, а не на возможные развлечения. решения у этой проблемы, как считают эксперты, есть. В связи со спадом интереса к зарубежным поездкам у многих перевозчиков высвободились мощности для организации чартерных рейсов внутри россии, это будет способствовать появлению в нашей стране так называемых лоукостеров. Подобная инициатива будет поддержана и на законодательном уровне.

- Предлагается изменение налогового кодекса, а именно, введение нулевой процентной ставки для чартерных авиакомпаний, организующих рейсы по россии, – заявил председатель экспертного совета по въездному и внутреннему туризму государственной думы РФ Сергей Кривоносов.

решению проблем внутреннего туризма поможет обязательная классификация мест размещения. В этом уверены представители Краснодарского края, чьи предложения подтверждаются положительным опытом Сочи. Здесь в рамках подготовки к зимним Олимпийским играм 2014 года все готиницы и отели прошли специальную сертификацию.

Государственная классификация гостиниц по-может поддерживать единые стандарты сервиса и повысить его качество. Сейчас, к примеру, турист из Ярославля бронирует в Сочи отель через интернет. Картинки замечательные, вроде бы близко от моря, указано три звезды, а приехав на куррт, человек сталкивается с тем, что его заселяют в какой-то непонятный частный дом в нескольких километрах от пляжа. Введение единой классификации поможет избежать подобного обмана отдыхающих, – уверен министр курортов и туризма краснодарского края Евгений Куделя.

Участниками форума стали 150 компаний и предприятий отрасли путешествий России и более 500 турфирм.

При этом краснодарские власти считают, что решения о порядке классификации гостиниц могут принимать сами субъекты, учитывая, в каких областях, пользующихся туристическим спросом, это необходимо больше всего. Есть в вопросе классификации гостиниц и еще одна проблема.

- Сегодня проводить сертификацию гостиниц в россии имеет право Федеральное агентство по техническому регулированию. В связи с этим возникает путаница, так как на подобных негосударственных сертификатах также обозначаются звезды. Мы обратились с письмом в агентство с просьбой заменить звезды на любой другой символ, чтобы не вводить отдыхающих в заблуждение, однако ответа пока не получили, – поделился Евгений Куделя.


Стоит отметить, что вопросы сертификации касаются не только гостиниц, но и работников сферы путешествий.


Сегодня в российском законодательстве прописано, что все гиды и экскурсоводы должны проходить необходимое обучение, однако нигде не упоминается о том, как готовить подобных профессионалов и кто должен этот процесс контролировать. Восполнить этот пробел в законодательстве просто необходимо!

Еще одна инициатива у Краснодарского края - вернуть обязательную регистрацию отдыхаю-щих. Связано это прежде всего с вопросами безопасности. А для того, чтобы регистрация не легла тяжким бременем на плечи сотрудников ФМС, необходимо предусмотреть в законодательстве возможность использования электронных средств связи. Поможет это и в вопросах формирования системы туристского учета, которая в нашей стране пока оставляет желать лучшего. Пока туристический потенциал региона определяется по данным крупных предприятий туризма. А кто будет учитывать мини-гостиницы? А почему не берутся в расчет данные сопутствующих отраслей – например, ресторанного бизнеса?

И, наконец, – реклама. Как показывает практика, даже россияне не знают о замечательных возможностях отдыха в нашей стране, что уж тут говорить об иностранных туристах.

- Если в федеральной целевой программе по развитию туризма в нашей стране на продвижение российских курортов не хватает средств, то Краснодарский край готов софинансировать подобные инициативы, – заявил Евгений Куделя.

Итак, проблем, как мы видим, немало. Однако есть и пути их решения. Первый из них – формирование единого туристического продукта. Он должен включать в себя и перевозку, и размещение, и питание, и возможные дополнительные услуги. Подобное решение поможет снизить себестоимость путевки, в частности, за счет сокращения стоимости перелета.

Проблему удешевления перелетов мы пытаем-ся решить уже несколько лет. Однако, никто не будет работать себе в убыток. Приобретать билеты по низким ценам можно только заранее – за несколько месяцев. Туроператоры смогут это делать при условии того, что будет сформирован турпродукт и будет понятно, какие блоки мест необходимо выкупать, – поделился опытом глава города Сочи Анатолий Пахомов.

Что касается рекламы россии как туристического бренда, то в следующем году в стране появится собственное маркетинговое агентство, которое займется продвижением национальной туристической отрасли – Visit Russia. Оно будет работать на базе ФГУП, которое сейчас передается от Минкультуры к ростуризму. На рекламщиков возложат обязанности по улучшению имиджа россии за рубежом и продвижению туристского потенциала внутри страны. Планируется, что за границей будут открыты специальные офисы, на родине работа будет вестись на базе флагманских туристскоинформационных центров. решить многие из проблем туристской отрасли поможет правильная государственная политика и привлечение частных инвестиций, в этом уверены представители ростуризма. Подтверждают это промежуточные итоги федеральной целевой программы по развитию туризма в нашей стране. Ее участниками уже стали 26 российских регионов, в которых реализуется около 40 различных проектов.

- На развитие внутреннего и въездного ту-ризма в 2015 году будет потрачено более 20 мдрд рублей, при этом практически третью часть составят средства частных инвесторов. В рамках федеральной программы «развитие внутреннего и въездного туризма в российской Федерации» государство планирует выделить на эти цели 5,2 млрд рублей, притом что частных инвестиций будет реализовано на 15 млрд рублей. Это означает, что на один рубль привлеченных федеральных средств частные инвесторы внесут порядка трех рублей, – рассказал Олег Сафонов.

Стоит отметить, что взаимодействие бизнеса и государства уже дает свои положительные плоды. Ярким примером тому стал теперь уже российский курорт Крым. На этой площадке как раз и отрабатываются различные механизмы по развитию внутреннего туризма.

Первый сезон российского курорта

Первый курортный сезон российского Крыма оказался удачным – все 805 мест размещения курорта были заполнены на 100%. Кроме того, на базе полуострова был опробован целый ряд законодательных инициатив, включая обязательную классификацию средств размещения, аккредитацию экскурсоводов, а также передачу пляжных территорий Крыма в ведение республики.

- Однако, даже удачный курортный сезон Кры-ма, как лакмусовая бумажка, выявил все вопросы, над которыми предстоит работать, – отметила присутствовавшая на Международном туристском форуме в Сочи министр курортов и туризма республики Крым Елена Юрченко.

Первый из них – злосчастные перевозки. В решении вопроса транспортной доставки, прежде всего, крымчане видят перспективу за бюджетными «лоукост»-компаниями, так как программа субсидирования авиабилетов не нашла тот отголосок, который должен был быть.

Второй вопрос также не нов – формирование турпродукта. Несмотря на то, что курорты Крыма готовы предложить россиянам самый разнообразный отдых, включая пляжный, оздоровительный, культурно-познавательный и другие, на одних себя представители туристической отрасли полуострова не рассчитывают.

- Мы предлагаем сформировать единый ту-ристский продукт, включающий отдых не только в Крыму, но и на других российских курортах, своеобразное «Золотое кольцо Юга россии». Таким образом пляжные возможности Крыма могут быть дополнены минеральными водами Ставрополья, лечением в Сочи и так далее, – предложила Елена Юрченко.

Вопросы формирования единого предложения от Крыма, Ставропольского и Краснодарского краев представители туриндустрии обсудят совсем скоро на бизнес-форуме «Юг россии 20:15. Время отдыхать по-новому», проведение которого запланировано в Крыму в период с 20-21 января 2015 года.

А что же Сочи?

Подготовка к зимним Олимпийским играм 2014 года в Сочи превратила город в своеобразный эталон российского курорта. В том, что наши здравницы могут ни в чем не уступать зарубежным, собравшиеся на Международном туристском форуме туроператоры убедились своими глазами. А посмотреть действительно есть на что.

- Обновленный Сочи имеет все преимущества перед зарубежными курортами. И мы хотим, чтобы туроператоры из регионов своими глазами увидели возможности олимпийской столицы. Сочи – это единственный в нашей стране многофункциональный курорт, – поделился глава Сочи Анатолий Пахомов.

Сегодня в город зашли крупные мировые гостиничные бренды, имеющие огромный опыт работы в индустрии гостеприимства. В Сочи работают отели под управлением 12-ти ведущих мировых гостиничных сетей, в том числе таких, как «Свиссотель», «рэдиссон», «Хайятт», «Мариотт», «Пулманн». Благодаря олимпийскому проекту гостиничный фонд курорта увеличился на 24 000 номеров, сейчас общий номерной фонд курорта, включая мини-отели, которые прошли классификацию, составляет 64 000 номеров, а это – возможность для одномоментного размещения 120 тысяч гостей.

- Чем больше предложений на рынке размеще-ния, тем шире и разброс цен. Поэтому мне не понятна логика некоторых СМИ, которые продолжают называть Сочи дорогим курортом. Понятно, что в пятизвездочном отеле дешевый номер вы вряд ли снимете – цены здесь начинаются от 7500 рублей. Но если такой отдых вам не по карману, в том же Адлерском районе, в непосредственной близости от олимпийских кластеров, есть целые микрорайоны, состоящие из 2-, 3-звездочных отелей, где цены стартуют от 2000 рублей в сутки. Если же говорить о размещении в частном секторе, то здесь стоимость проживания начинается от 400 рублей в сутки, – заметил Анатолий Пахомов.

Кстати говоря, и большие гостиницы, особенно в Имеретинке, этим летом проявляли небывалую ценовую гибкость, устраивая акции со скидками, «горячими предложениями» и так далее. При этом особым спросом пользовались их конференц-возможности. В целом, Имеретинка стала самодостаточной курортной зоной, где есть уникальные возможности для отдыха. Здесь создана самая протяжённая в Сочи набережная – длиной в 6 километров. Это отличное место для прогулок, оборудованное пунктами проката велосипедов и скутеров. рядом – Олимпийский парк, летом в отдельные дни его посещало до 20 тысяч туристов.

- Очень активно мы занимаемся и развитием еще одного направления – событийного туризма. В этом году мы уже провели более 100 мероприятий, в том числе международного значения. Это и Парусная регата, и этап «Формулы-1», и Ледовое шоу Ильи Авербуха, очень полюбившееся туристам, и Олимпиада робототехники и многое другое. Уже сформирован календарь значимых мероприятий на 2015 год. Некоторые из них пройдут впервые и, я уверен, вызовут большой интерес у наших гостей. Думаю, зрители с удовольствием посетят такие мероприятия, как фестиваль воздушных шаров, фестиваль военных оркестров, авиашоу и яхтенную регату, – рассказал Анатолий Пахомов.

Кстати, совсем недавно в Сочи появилось еще одно место для экстремального отдыха – спортивно-туристический комплекс «Скай парк», который предлагает уникальные программы: полеты через ущелье, прыжки в пропасть, прогулки по самому высокому висячему мосту в россии. Однако, появление новых зон отдыха и направлений не отменяет главного, ради чего, собственно, и создавался курорт. Безусловный приоритет для города – развитие инфраструктуры оздоровления. За последние пять лет построено три новых питьевых бювета, восстановлена «Тропа здоровья» – терренкур. В Сочи сегодня функционируют более 80 санаториев и пансионатов, где лечат заболевания опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и нервной систем, нарушения репродуктивной функции и многое другое.

Кстати, для того чтобы поправить здоровье в Сочи, вовсе не обязательно приобретать санаторную путевку. Вполне можно остановиться в недорогом отеле, а на лечебные процедуры ходить по заранее приобретенной у санатория курсовке. Такую возможность предлагают практически все сочинские здравницы. Кроме того, санатории и пансионаты города предлагают массу разнообразных культурно-познавательных туров для взрослых и детей. На территории Сочи расположено более 100 объектов туристского показа, более 70 уникальных памятников природы, – заявил Анатолий Пахомов.

Интерес к обновленному российскому курорту велик. В этом году курорт уже принял более пяти миллионов гостей, а загрузка сочинских здравниц в летний период составила 97%. Уверены власти города и в удачном предстоящем зимнем сезоне, который стартует уже в декабре.

- Первый после Олимпиады полноценный горнолыжный сезон для Сочи уже сегодня можно считать состоявшимся и успешным. На сегодняшний день вплоть до конца января забронированы места на всех горнолыжных курортах, и даже в небольших частных отелях Красной Поляны. На курорте «роза Хутор», который мировые эксперты признали лучшим горнолыжным центром россии, сезон катания стартует уже 12 декабря, – поделился глава Сочи Анатолий Пахомов.

Но несмотря на высокие показатели, власти Сочи понимают, что успех не может быть постоянным. Для дальнейшего привлечения туристов представители городской администрации совместно с сотрудниками мест размещения проводят так называемые роуд-шоу. Представители Сочи уже побывали в Екатеринбурге, Минске, Москве. Благодаря таким поездкам на российском курорте начинает формироваться очень привлекательный, а главное конкурентоспособный турпродукт.

- Сотрудничество с администрацией Екате-ринбурга и Уральскими авиалиниями позволило нам сформировать уникальное предложение для жителей Свердловской области. Благодаря подобному взаимодействию недельный отдых для уральцев по программе «Открытый Юг», включающий перелет, проживание в санатории, лечение и питание, обойдется всего в 27 тысяч рублей, – рассказали участникам форума представители администрации Сочи.

Стоит отметить, что привлекательный турпродукт – еще не все преимущества олимпийской столицы. В заключение своего выступления глава города Анатолий Пахомов напомнил всем участникам Первого международного туристского форума еще об одном достижении российского курорта: по данным статистики, каждый третий гражданин нашей страны был зачат именно в Сочи. Это лишний раз доказывает, что развитие туризма в россии может решить массу очень важных проблем.

Ирина Сизова

По материаллам Журнала "ОГНИ БОЛЬШОГО СОЧИ ДЛЯ ВСЕХ" №12(61) декабрь 2014

www.OGNI-Sochi.ru